Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральные проверки в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Старт в Федеральной налоговой службе нового пилотного проекта по сокращению сроков камеральной проверки налоговой декларации по НДС до одного месяца связан с решением, которое было принято ФНС по результатам совместной с бизнесом работы. Объяснение следующее.
Причины введения нового срока
Налоговый разрыв по НДС на конец 2020 года составляет 0,43%. И это самый низкий показатель в мире. Добиться таких результатов удалось благодаря автоматизированной системе контроля АСК НДС-2 (для сравнения: в 2016 г. показатель был 8%).
Современные технологии Big Data, которые использует ФНС, обеспечивают комфортные условия налогового администрирования добросовестным налогоплательщикам. Поэтому, по мнению ФНС, сокращение срока камеральных проверок по НДС:
- позволит бизнесу эффективнее распоряжаться оборотными капиталами;
- улучшит деловой климат;
- повысит деловую активность.
Как оспорить результат камеральной проверки
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Комментарий к Статье 88 НК РФ
Камеральная проверка проводится должностным лицом налоговой инспекции в соответствии со своими служебными обязанностями. Специального решения руководителя налоговой инспекции для проведения камеральной проверки не требуется. Срок такой проверки составляет три месяца, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Правила п. 3 комментируемой статьи применяются, если в ходе проведения камеральной проверки уполномоченное должностное лицо налогового органа выявило:
— ошибки в заполнении представленных в налоговый орган документов. Ошибки могут быть самыми разнообразными: это и чисто арифметические (счетные) ошибки, это и неправильное заполнение форм документов (например, налоговой декларации), это и неверное указание дат в документах, и т.д.;
— противоречия в упомянутых документах.
В этом случае налоговики сообщают об указанных ошибках и неточностях налогоплательщику. В течение пяти дней он обязан представить необходимые пояснения, а также в установленный срок внести соответствующие исправления. Раньше сроков не было, а если налогоплательщику не была предоставлена возможность внести исправления в налоговую декларацию, то это влекло в дальнейшем недействительность всех результатов проверки. Например, Постановление ФАС Поволжского округа от 30 сентября 2003 г. N А57-1246/03-7.
Согласно п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, в декларации которого нашли ошибку или выявили противоречия между сведениями, вправе дополнительно представить в налоговую инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Заметьте — это право, а не обязанность.
А проверяющие должны рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если представители фирмы или предприниматель не могут внятно пояснить причины ошибок или несоответствий либо налоговики установят факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то составляется Акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
Обратите внимание: до 2007 г. по результатам камеральных проверок акт составлять не предписывалось. И налоговики часто, проведя камеральную проверку и выявив (по их мнению) налоговые правонарушения, не сообщали ничего налогоплательщику, а сразу, не заслушав его пояснений или возражений, выносили решение о доначислении налогов и пеней, а также о привлечении к налоговой ответственности. Акт проверки при этом либо вообще не составлялся, либо составлялся, но налогоплательщику о нем ничего не сообщалось. Арбитражные суды также не имели единой точки зрения на эту проблему. Некоторые из них считали несоставление акта камеральной проверки и непривлечение налогоплательщика к рассмотрению материалов проверки нарушением со стороны налогового органа, в других — судьи нередко напрямую говорили: «процессуальные нарушения нас не интересуют, будем рассматривать дело по существу». Как и прежде, все зависело от территориальной подведомственности суда, как и в других случаях, ФАС Северо-Западного округа поддерживал налогоплательщика. Примеры: Постановления от 14 января 2002 г. по делу N А56-23931/01, от 5 июня 2001 г. по делу N А26-500/01-02-04/41. А, скажем, ФАС Московского округа — горой стоял за налоговиков (см., например, Постановление от 28 января 2004 г. по делу N КА-А40/11472-03). Теперь все противоречия устранены. В ст. 88 НК РФ четко сказано, что в случае, если в результате камеральной проверки выявлены налоговые правонарушения, составляется Акт проверки.
Согласно п. 6 указанной статьи Кодекса при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на соответствующие налоговые льготы.
Проводя камеральную проверку, налоговая инспекция не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей статьей или представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Как видите, в п. 7 ст. 88 НК РФ, регулирующей порядок проведения налоговых проверок, прямо предусмотрен запрет налоговиков требовать дополнительные сведения. Однако в ст. 93 НК РФ, которая посвящена истребованию документов при проверках, по-прежнему предусмотрено право налоговиков запрашивать любые документы. И здесь не уточняется, во время каких проверок — выездных или камеральных. Да и в тексте ст. 88 НК РФ непонятно, могут ли проверяющие требовать дополнительные документы, если в отчетности ошибок не найдено.
Отдельно в Налоговом кодексе теперь уточняется, что могут требовать фискалы при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. Так, п. 8 ст. 88 НК РФ предписывает, что камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом. То есть тех, что предусмотрены ст. 165 НК РФ.
Кроме того, инспекторы могут потребовать у налогоплательщика документы, которые подтверждают в соответствии со ст. 172 НК РФ право на вычет НДС. Что же это за документы? Прежд�� всего это счета-фактуры. А также документы, которые подтверждают факт уплаты НДС в тех случаях, когда такое условие предусмотрено Кодексом. Это условие действует, когда:
— речь идет о ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
— покупатель выступает налоговым агентом;
— товар возвращают продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока);
— имеет место отказ от купленных товаров или выполненных работ;
— возвращают оплату, частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора;
— в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) используют собственное имущество (в том числе векселя третьего лица);
— выполняют строительно-монтажные работы для собственного потребления;
— речь идет об уплате сумм налога по командировкам и представительским расходам, а также правопреемником реорганизованной организации.
Если проводится камеральная проверка декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговики вправе дополнительно запросить у налогоплательщиков иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
А п. 10 ст. 88 НК РФ предусматривает, что указанная статья распространяется также на плательщиков сборов, налоговых агентов.
Подведем некоторые итоги. Максимальный срок камеральной проверки — три месяца с момента подачи декларации, и специального решения для ее проведения не требуется. Теперь в Кодексе установлен закрытый перечень документов, которые могут запросить налоговики в рамках «камералки». Если в результате ревизии обнаружены факты налоговых правонарушений, составляется Акт.
Другой комментарий к Ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации
Статьей 88 Кодекса (ч. 1) установлено, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Документами, на основании которых проводится камеральная налоговая проверка, согласно комментируемой статье являются:
налоговые декларации, представленные налогоплательщиком;
документы, представленные налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налога;
другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
«Другие» документы о деятельности налогоплательщика — это документы, полученные налоговым органом в ходе встречных проверок (см. комментарий к ст. 87 Кодекса), и документы, представленные в налоговые органы органами, учреждениями, организациями и должностными лицами во исполнение обязанностей, установленных ст. 85 Кодекса (см. комментарий к ст. 85 Кодекса).
Согласно ч. 2 комментируемой статьи какого-либо специального решения руководителя налогового органа о проведении камеральной проверки не требуется.
В части 2 комментируемой статьи также установлен срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В пункте 9 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример, согласно которому проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного комментируемой статьей, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного п. 2 ст. 48 Кодекса.
Разрешая конкретное дело, Президиум ВАС России в Постановлении от 17 февраля 2004 г. N 11489/03 указал, что Кодекс не ставит реализацию прав и обязанностей налоговых органов по проверке указанных налогоплательщиком в декларации сведений в зависимость от их реорганизации в период, отведенный налоговым органам по закону для проверки.
В части 4 комментируемой статьи указано на следующие права налоговых органов при проведении камеральной проверки:
истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения. Порядок истребования документов определен ст. 93 Кодекса (см. комментарий к ст. 93 Кодекса);
получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
На случаи выявления налоговым органом нарушений по результатам камеральной проверки комментируемой статьей предусмотрены следующие последствия:
в случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, — налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок;
в случае доначисления налогов — налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. О порядке и сроках направления налогоплательщику требования об уплате налога см. комментарии к ст. 69 и 70 Кодекса.
В случае же, если по результатам камеральной проверки никаких нарушений не выявлено, осуществление налоговым органом каких-либо действий не предусмотрено.
В Кодексе прямо не указано на то, что по результатам камеральной налоговой проверки налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Дело в том, что в комментируемой статье ничего не говорится о рассмотрении результатов камеральной налоговой проверки, а ст. 101 Кодекса, определяющей порядок производства по делу о налоговом правонарушении (вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки), предшествует статья 100, определяющая порядок оформления результатов выездной налоговой проверки. В пункте же 6 ст. 100 Кодекса указано на то, что по истечении установленного срока осуществляется рассмотрение материалов выездной налоговой проверки.
Однако судебная практика признает, что налоговые органы вправе привлекать налогоплательщиков по результатам камеральной налоговой проверки к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Тем не менее при осуществлении такого права налоговые органы обязаны выполнять требования, предусмотренные ст. 100 и 101 Кодекса (см. комментарии к ст. 100 и 101 Кодекса).
Представляется целесообразным упомянуть, что Приказом МНС России от 17 ноября 2003 г. N БГ-3-06/627@ «Об утверждении Единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам» (в ред. Приказа МНС России от 19 марта 2004 г. N САЭ-3-06/218@) в целях повышения эффективности налогового контроля и автоматизации формирования статистической налоговой отчетности утверждены Единые требования к формированию информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки».
———————————
Справочные правовые системы.
В соответствии с общими положениями указанных Единых требований информационный ресурс «Камеральные налоговые проверки» состоит из следующих разделов:
I. Общие сведения из налоговой декларации (расчета).
II. Показатели налоговой декларации (расчета).
III. Показатели протокола проверки деклараций (расчетов) по контрольным соотношениям.
IV. Показатели проведения и результатов камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
V. Реквизиты докладной записки по результатам камеральной налоговой проверки.
VI. Реквизиты для формирования решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
VII. Реквизиты для формирования решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
VIII. Реквизиты для формирования решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
IX. Реквизиты докладной записки по результатам проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
X. Реквизиты для формирования решения о возмещении (зачете, возврате) сумм налога на добавленную стоимость.
XI. Реквизиты для формирования решения об отказе (полностью или частично) в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.
XII. Реквизиты для формирования мотивированного заключения.
XIII. Уточненные показатели результатов камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, на основании документов вышестоящих налоговых органов и (или) судов.
XIV. Реквизиты справки о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.
XV. Реквизиты документов, формируемых в рамках действий по осуществлению налогового контроля, проводимых в процессе камеральной налоговой проверки, в том числе проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
XVI. Реквизиты для формирования отдельных показателей статистической налоговой отчетности по результатам камеральной налоговой проверки.
XVII. Реквизиты для формирования решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
XVIII. Реквизиты, используемые для формирования Журналов регистрации документов, формируемых при проведении камеральной налоговой проверки или проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Перечисленные положения имеют значение для представления о том, какие сведения, касающиеся камеральных налоговых проверок, хранятся в налоговом органе и, соответственно, могут быть истребованы для сбора доказательств при рассмотрении дел в судах.
Сроки камеральной проверки НДС в 2021 году
Стандартный срок камеральной проверки — 3 месяца. Но для деклараций по НДС правила отличаются. Их налоговики должны проверять в течение 2 месяцев в стандартной ситуации, хотя проверку можно продлить или сократить.
Вот возможные сроки камералки по НДС:
- один месяц с последнего дня срока, установленного для сдачи декларации, — сокращенный срок в рамках пилотного проекта, который применяется для добросовестных налогоплательщиков с 3 квартала 2020 года (письмо Минфина от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129);
- два месяца со дня подачи декларации — стандартный срок проверки декларации по НДС;
- три месяца со дня подачи декларации — продленный срок, к которому переходят, если находят признаки нарушения законодательства или противоречия с имеющимися сведениями;
- шесть месяцев — для деклараций иностранных организаций.
Камеральная налоговая проверка по НДС 2019
Каждая декларация по НДС, которую компания сдает в налоговую инспекцию, проходит камеральную проверку. Такой проверке подвергаются и декларации по другим налогам, но именно по НДС у налоговиков возникает больше всего вопросов, придирок и разногласий с налогоплательщиками.
НДС обеспечивает добрую половину поступлений в бюджет государства, а налогоплательщики спят и видят, как этот налог снизить. Большая часть налоговых правонарушений и преступлений связаны именно с НДС.
Поэтому именно декларации по НДС изучают тщательно и предвзято, и, если отчет успешно прошел проверку и налоговики не побеспокоили компанию, – это настоящий праздник для собственника компании.
Но для многих налогоплательщиков такая проверка оборачивается «охотой на ведьм», когда приходится отвечать на бесчисленные вопросы налоговиков, предоставлять дополнительные документы и отбиваться от подозрений.
Как должны проходить камеральные проверки по НДС, какие полномочия есть у налоговиков и с какими проблемами может столкнуться налогоплательщик, – читайте в нашей статье.
Истребование налоговым органом документов
В ходе КНП инспекция может проводить следующие мероприятия налогового контроля:
- Истребование документов.
- Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц.
- Допрос свидетелей.
- Привлечение специалистов, экспертов, переводчиков.
- Представление пояснений.
- Осмотр предметов и документов.
- Осмотр помещений и территорий (только в случае проведения КНП декларации по НДС).
Истребование документов является самым распространенным мероприятием налогового контроля. По закону инспекция вправе истребовать у налогоплательщика только те документы, которые обязательны при подаче декларации.
Например, при подаче налоговой декларации по НДФЛ, в которой заявляется вычет на обучение или лечение представляются платежные документы, а при подаче декларации в рамках «безналоговой» ликвидации — заявление об освобождении доходов от налогообложения и ликвидационный баланс.
Требование о представлении документов может быть:
- Вручено лично под расписку.
- Направлено по почте заказным письмом.
- Направлено через личный кабинет налогоплательщика.
Оформление результатов проверки
После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.
В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.
В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.
Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.
Требования к оформлению счетов-фактур для принятия НДС к возмещению
Наиболее пристальное внимание при проверке уделяется счетам-фактурам. В счетах-фактурах должны содержаться (быть правильно заполнены) все обязательные реквизиты. Но есть разъяснения контролирующих органов и судебная практика, позволяющие утверждать, что определяющим являются следующее.
К ошибкам в заполнении счетов-фактур, не являющимися основанием для отказа в принятии к вычету, можно отнести ошибки и неточности, не препятствующие идентифицировать:
- продавца и покупателя товаров, работ, услуг, имущественных прав
- наименование товаров, работ, услуг, имущественных прав
- стоимость, отраженную в счете-фактуре
- налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав. Основание — Письмо Минфина РФ от 07.05.2015 № 03-01-11/26312
Особенности камеральной налоговой проверки по НДФЛ
Одна из особенностей НДФЛ заключается в том, что он перечисляется работодателем, а не самим физическим лицом.
Как правило, особенности налоговой деятельности работника, изучаемой камеральной проверкой, руководителя волновать не должны. Тем не менее, это не всегда так. Не исключено, что данное физическое лицо получало какие-либо вычеты по месту своей работы. Соответственно, в связи с этим комиссия, осуществляющая камеральную налоговую проверку, будет иметь вопросы уже к самой организации.
В перспективе такая ситуация может привести к тому, что камеральная налоговая проверка будет предпринята уже в отношении самой организации, что приведёт к дальнейшей выездной проверке и создаст предприятию массу трудностей, если выявит какие-либо нарушения или подозрительные особенности.
Застраховаться от подобных ситуаций можно. Для этого рекомендуется в процессе камеральной налоговой проверки грамотно организовать систему предоставления налоговых вычетов и бухгалтерскую работу.
Какие же особенности и процедуры помогут избежать претензий от камеральной налоговой проверки по налоговой деятельности предприятия? В первую очередь следует обратить внимание на внутреннюю документацию. Порядок получения налоговых вычетов должен быть строго регламентирован. Среди прочего, необходимо учесть, что заявление на такой вычет не является разовым и должно предоставляться налогоплательщиком каждый раз. В противном случае камеральная налоговая проверка будет иметь претензии к организации.
Чтобы избежать претензий от комиссии, участвующей в камеральной налоговой проверке, требуется иметь единый шаблон таких заявлений, содержащий ссылку на соответствующую статью Налогового кодекса, предусматривающую запрашиваемый вычет.
Не лишним будет требовать копии документов, подтверждающих право на такой вычет, на случай камеральной налоговой проверки.
Не стоит игнорировать и ещё одну особенность внутренней деятельности организации. Речь о реестре, где будут учитываться все налоговые вычеты, которые были предоставлены сотрудникам. Это сделает налоговые операции прозрачными для камеральной налоговой проверки, а также послужит хорошим аргументом в защиту организации, в том случае если комиссия обвинит её в занижении показателей по НДФЛ.
Кого коснется проверка, которой посвящена статья 88 НК РФ?
Кому же грозит камеральный налоговый аудит? Если основанием для выездной проверки может стать то, что компания попала под пристальное внимание налоговиков из-за подозрительных схем работы, например, то для камерального аудита не нужны никакие особые основания – она проводится в отношении абсолютно всех компаний, чья деятельность подлежит декларированию:
- налогоплательщики по налогам, которые они должны уплачивать;
- лица, представляющие единую упрощенную декларацию;
- лица, не обязанные платить НДС, если они выставят счет-фактуру с НДС;
- налоговые агенты;
- лица, уплачивающие НДС при работе в рамках Таможенного союза.
Что грозит компании, если она не подала декларацию: размеры санкций
Сразу стоит понимать, что нарушением является не только факт ее непредставления, но и несоблюдение сроков и правильность заполнения. Какие компанию ждут последствия?
- Санкция представляет собой пятипроцентный штраф от обозначенной в декларации суммы налога. Причем этот штраф придется заплатить за каждый месяц со дня просрочки. Однако больше 30% от указанной суммы налога потребовать оплатить не могут. Плюс – руководитель компании заплатит штраф по административной статье.
- После 10-дневной просрочки подачи декларации все финансовые операции в отношении компании прекращаются. Это решение после направления документа в налоговую оперативно отменяется.
- Камеральная проверка может быть проведена без декларации. В этом случае налоговые органы будут основываться на уже имеющихся у них данных. Проверка, конечно, после подачи документов прекратится, и начнется новая – уже на основе поданного документа. Но если проверка завершится до того, как компания подаст декларацию, выявленные нарушения станут обязательными к исполнению налогоплательщиком, даже если в новой декларации этих недочетов и оснований для предъявления санкций нет.
Сроки для привлечения к ответственности
В случае выявления налоговых нарушений в ходе проверки виновное лицо привлекается к ответственности в порядке, определенном пунктом 1 статьи 101 НК РФ. По истечении месячного срока, который предоставляется на подачу возражений по акту проверки, руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен принять решение о привлечении лица к ответственности. На принятие соответствующего решения отводится 10 дней, хотя срок при необходимости может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).
При принятии решения налоговый орган должен также руководствоваться требованиями пункта 1 статьи 113 НК РФ, который гласит, что срок давности привлечения к ответственности не может превышать 3 года. Данный срок исчисляется со дня, следующего после дня совершения нарушения либо окончания соответствующего налогового периода до момента принятия решения о привлечении лица к ответственности. Данный срок может быть приостановлен в случае, определенном пунктом 1.1 статьи 113 НК РФ, с момента составления акта о том, что проверяемое лицо активно препятствует проведению контрольных мероприятий, в результате чего их исполнение становится невозможным.
Что касается взыскания штрафных санкций, то в силу пункта 1 статьи 115 НК РФ на них распространяется уже рассмотренный выше порядок, определяемый:
- статьями 46 и 47 НК РФ — в отношении организаций и ИП;
- статьей 48 НК РФ — в отношении граждан.